×
У Вас установлен браузер Internet Explorer версии 9 или ниже

Для корректного отображения сайта и безопасной работы в сети Интернет рекомендуем обновить действующий браузер.

Также вы можете использовать другие браузеры, к примеру, Google Chrome, Firefox или Opera.

По следам тюрков. По пути Чингисхана. Часть 1. Алтай

Заметка путешественника Россия, Алтайский - Июль 2011 Книга автора

dudu 10 августа 2014

4756 2 11

Со дня этой уникальной поездки прошло 3 года. Но память о ней жить будет вечно, о ней будут помнить и те, кто посмотрел  пятисерийную документальную картину  о совершенно других казахах и их ценностях -  «В поисках Тенгри» («Тәңiр Жарылқасын») режиссера Рустема Абдрашова

История берет начало с 29 июня 2011 года, когда караван Рустема Абдрашова ставит задачей преодоление пути в 6000 километров, чтобы добраться до Монголии. 

В первой части своего рассказа я поведаю о киноэкспедиции, которая в составе 19 человек отправилась по пути самого Чингисхана... 

Почему именно Чингисхан стал путеводной звездой?

Это человек, который изменил историю многих племен и судьбы  народов Евразии. Он не оставил после себя никаких памятников, но история человечества сохранила о нем  вечную  память. О нем слагали легенды,  мифы  и до сих пор создают песни, романы, кинофильмы. Имя Чингисхана, по рождению Темуджина из рода Борджигинов,  знают на всех континентах. Недаром он  был признан человеком тысячелетия. «Потрясатель Вселенной», жестокий правитель огромной империи, которую он создал не только огнем и мечом, но и своим выдающимся умом,  и полководческим талантом. Он возвел степной кодекс чести в государственную идеологию. Империя Чингисхана имела мощную,  строго организованную армию, сильную экономику, она сумела положить конец распрям между племенами, подчинив их единому центру. При Чингисхане усилились культурные, торгово-экономические контакты Востока и Запада. Для Рустема Абдрашова Чингисхан – та яркая звезда на историческом небосклоне, которая привела его экспедицию по дорогам далекого прошлого. Это путь сквозь тысячелетия, в разные исторические эпохи.

Наш исторический ракурс начинается с каменного века. Направляясь в столицу Монголии – Улан-Батор, участники экспедиции изучили наскальные рисунки (III тысячелетие до н. э.) урочища Тамгалы Тас в Алматинской области, курган Золотого воина, городище Талхир в окрестностях Талгара, аул Шокана Уалиханова, древнетюркские памятники некрополя Бесшатыр, в котором сохранились древнетюркские памятники, захоронения степных Ромео и Джульетты – Козы-Корпеша и Баян-сулу. Но подробнее мы остановимся...

...На алтайском берегу

На казахстано-российской границе нас оформили за 15 минут и пропустили без очереди, но регистрация автомобилей заняла четыре часа. Время было проведено с пользой: за шлагбаумом пограничного поста участники автопробега познакомились с исследовательской группой из Монголии, которая направлялась в Усть-Каменогорск для изучения фауны Алтайского края.

Как только оказались на российской стороне, первым делом отправились в магазин за продуктами. Ужин на капоте автомобиля, проведённая ночь в гостинице Барнаула и приобретённые там же первые алтайские сувениры – путешествие по Алтайскому краю сулило массу впечатлений.

Об уникальности алтайского ландшафта, дурманящем хвойном воздухе и прохладе горной речки за нас уже рассказали классики. Среди них – советский писатель Василий Шукшин, на родине которого, в селе Сростки, побывала съёмочная группа. Село это расположено на берегу реки к юго-востоку от города Бийск в Алтайском крае.

Дом Шукшина стал музеем, а в центре населённого пункта поставлен большой памятник режиссёру, актёру и писателю. Восьмиметровый Шукшин, задумчивый и босой, сидит на холме. «Между экранным и реальным Шукшиным никогда не было разницы, вот и в Сростках стоит «живой» памятник, такой же «хмурной», разве только отлитые бронзой пальцы сверкают», – отмечает почитатель таланта Шукшина Рустем Абдрашов.

Названия, которые мелькают вдоль дороги, созвучны нашим казахским: Чуйский тракт, Чуйская степь, река Балхаш, Курайская степь, река Катунь, источник Аржан су.

Попробовав местной медовухи и пирожков с малиной, экспедиция из Казахстана направилась в Республику Алтай. Команда спешила добраться до пункта назначения до наступления темноты, для того чтобы сделать снимки местной природы и познакомиться с главным богатством Алтая – его людьми. Сначала казахстанцы встретили на своём пути музыкантов-инструменталистов и вместе с ними оказались на алтайской свадьбе, а позже познакомились с местными жителями и попали в дом белой шаманки.

Горный Алтай – колыбель целых цивилизаций. Просто потрясающие земли, населённые удивительными людьми, такими как сохранивший свои традиции представитель рода Иркит – Байзын Будус. Алтайцы, впрочем как и все тюрки, хранят память поколений: Байзын знает своих предков до седьмого колена, а также генеологию алтайских племён, среди которых встречаются названия казахских родов. У алтайцев есть племя казак-кыпчак. Оказывается, у каждого алтайского рода есть своя священная гора, а у племени казак-кыпчак нет. Дело в том, что это племя пришло на эти земли только в ХVI–ХVII веках из Казахстана. Ещё здесь есть род «Майман» (в алтайском варианте Н заменена на М) и получается, что «майманы» - это наши «найманы», ещё встречаются «кереиты», которые давно стали частью алтайских племён».

Байзын неплохо знает историю чингизидов и как истинный алтаец владеет искусством горлового пения кай. Каждый его кай – отдельная история, легенда. Это эпос об алтайских батырах в 12 томах «Алып Манас». У кыргызов название эпоса – Манас, у казахов называют древний эпос созвучно – Алпамыс.

От него мы узнали много интересного о местной топонимике. Согласно народной этимологии, река Волга – Едилсу звучит как Иволга, что означает «постоянно журчит», а  Алтай – «Алтын» – это золотые горы. Барнаул – «Бар аул» (есть поселение), Бийск – Жаштура («жас» – молодой), Томск – Тынтура (тынык су – тихая вода), Обь – «Тойбодым» («ненасытная»), Иркутск – Иркит («перебродившее молоко»), Енисей – «Енесай» (ана – «мать»). Услышанное от Байзына лишь подтвердило наше предположение о том, что все тюркские народы вышли с Алтая. Это их общая прародина.

У алтайцев сильны реликты тенгрианства. Его суть – в особенном трепетном отношении к природе. Она направлена на экосознание человека: «Не сори, не руби леса, не загрязняй воду, сохраняй чистоту природы и своей души. Почитай традиции предков». Этот завет нашёл продолжение в теперь уже современном учении об Алтае, так называемой алтайской идее, которой уже давно занимается писатель-евразиец Бронтой Бедюров.

С духовным лидером Алтая нам наказал встретиться наставник нашей экспедиции Мурат Ауэзов. И хотя с великим сыном алтайского народа мы так и не познакомились (в связи с его участием в праздновании Дня образования Республики Алтай – Прим. автора), своё нахождение на этой земле считали знаковым. Приуроченная к 20-летию Независимости Казахстана экспедиция совпала с государственными и национальными праздниками Республики Алтай и Монголии, где по 13 июля проходил ежегодный фестиваль Наадам, на который казахстанцам предстояло ещё попасть.

Следующая остановка была у сакских курганов. Гробницы вождей древних алтайских племён также загадочны, как египетские пирамиды. Древние саки умели создавать под курганами «вечную мерзлоту», благодаря этому феномену до нас дошли уникальные изделия древней культуры.

Экспедиция Абдрашова из-за постоянных остановок для съёмок местности отставала на день от запланированного графика и только поздней ночью приехала в российское село Кош-Агач. На границе Алтайского края проживает большая казахская диаспора, численностью в 11 тысяч человек. 60 процентов населения села – этнические казахи. В Республике Алтай в два часа ночи гостей встретили бешбармаком и баурсаками. В обставленной по всем традициям казахской юрте хозяйка по имени Ермек рассказала о жизни в Кош-Агаче, о сохранении традиций и самостоятельном изучении языка в российском селе. Несмотря на позднее время, команда не торопилась расходиться: пока учёный-тюрколог Напил Базылхан, проживший большую часть жизни в Монголии, вместе с другим учёным Крымом Алтынбековым обсуждали увиденные по пути оленние камни и древние курганы, Рустем Абдрашов делился планами на следующие несколько дней. Участие в оживлённой беседе принимали не все: одни продолжали работать, записывая видео и фотографируя участников экспедиции, другие слушали народные песни под звуки домбры музыканта Ерлана Сабитова.

На утро следующего дня в Кош-Агаче появилось музыкальное фольклорное трио «Тенгри». 

Первое их выступление в алтайском посёлке местные жители приняли на ура. Соскучившиеся по родному слову ажешки не стеснялись слёз, аксакалы кричали «жарайсын» и долго ещё хлопали казахстанскому трио. 

Совместный концерт с алтайскими казахами закончился выступлением фольклорной группы Кош-Агача «Тала», которые продемонстрировали игру на традиционных алтайских инструментах – костях «шан дзюдо», копытах «тойхак» и алтайском кобызе «комузе». После небольшого концерта участники экспедиции устроили в деревне презентацию казахстанского фильма «Небо моего детства».

Но вечер на этом не заканчивался. Пока участники экспедиции общались с кош-агачцами, режиссёр встретился с аксакалом села, который рассказал Абдрашову о появлении здесь казахов. Из истории старца стало известно, что в период освоения Сибири и Казахстана российские переселенцы пришли на северные земли степняков, а часть казахов ушла на Алтай ещё в годы Великого бедствия, спасаясь от джунгаров. В конце ХIХ века по распоряжению российского царя начался захват земель Восточного Казахстана. Тогда казахам выдвинули невыполнимые требования – платить за землю огромный налог, и они вынуждены были переселиться в Горный Алтай. Поэтому в этих краях сейчас живут выходцы из Восточного Казахстана.

В Кош-Агаче мы заночевали, чтобы утром двинуться к границе с Монголией. В группе стало одним человеком больше. В нашу команду вернулся  нидерландский арабист и тюрколог Роберт Эрмерс, который остался на границе Казахстана и России. Ему понадобилось три дня, чтобы долететь до Алматы, уладить формальности с визой, из-за отсутствия прямых рейсов вылететь в Москву,  затем в Барнаул, и на маршрутном такси с двумя пересадками добраться до Кош-Агача. Все эти перипетии он испытал ради того, чтобы вернуться в экспедицию.

 

За время пути команда сроднилась, а потому возвращение Роберта стало настоящим праздником. Дорога, как говорил нам Мурат Ауэзов, – это школа воспитания соратников, именно здесь закаляется командный дух. И этот дух ещё не раз помогал преодолевать ожидающие впереди путешественников препятствия.

... Продолжение следует

 

На конкурс - "Выиграй два билета в Турцию от TRAVELSYSTEM"

КОММЕНТАРИИ

Alisher

Алматы

10 августа 2014

Исторический маршрут, прочитал с удовольствием, Казалось столько было экспедиций, но хотелось бы верить в то, что каждая поездка преподносит новые знания, спасибо!

Azamat

Алматы

12 августа 2014

Безусловно интересная экспедиция и пишите вы легко и доступно! dudu, но если абстрагироваться от всего и вернуться в далекие времена, хочется понять для себя, да был всемогущий Чингисхан, но как сейчас живут монголы, не это ли космический баланс ...
или , чтобы оставить комментарий.